Льняное масло
Как уже говорилось, льняное масло является продуктом, веками применявшимся в качестве основы для лаков. До недавнего времени его довольно просто было достать на фабрике по производству красок. Достаточно было просто спросить ?льняную олифу?. В действительности, масло не варилось, а очищалось, и при этом из него удалялись примеси, влага и насыщенные жирные кислоты. Лучшим типом было масло для разведения художественных красок, которое благодаря высокой степени очистки становилось особенно прозрачным. Старые живописцы советовали приобрести флакон льняного масла, заткнуть его натуральной пробкой и выставить на подоконник, освещаемый солнцем, лет на пять-десять. После такой выдержки произойдет естественное очищение масла. Сегодня составы на основе льняного масла содержат специальные присадки, ускоряющие их высыхание и препятствующие потемнению с течением времени.
Правильная обработка маслом начинается с его обильного нанесения на поверхность при помощи кисточки. Когда начинается процесс высыхания и масло загустеет не полностью, а до такой степени, когда его можно снять пальцами (оно будет скатываться катышками), необходимо быстро обтереть приклад куском грубой ткани по всей поверхности, чтобы убрать большую часть масла, при этом надо стараться проводить тряпкой перпендикулярно волокнам древесины. После этого вторым куском из более тонкой ткани приклад протирается уже параллельно его прожилкам.
Теперь можно заняться нанесением второго слоя масла, лучше всего непосредственно ладонью. Этот прием позволяет добиться наиболее равномерного распределения масла на поверхности и улучшает конечный результат (гарантирует от ворсинок). После этого снова следует обтирка тканью для снятия излишков масла и сушка в сухом помещении при температуре около 20°С. Через день ложа снова протирается хлопчатобумажной тканью.
После трехдневной выдержки можно повторить нанесение масла. Уровень результата зависит от времени, которое имеется в распоряжении, и от нашего терпения. После 4-5 циклов, как правило, достигаются хорошие результаты. Наилучший результат достигается при 7-8 циклах при условии, что маслу не давали загустеть на поверхности дерева. Если в какой-то момент времени вам показалось, что что-то идет не так, как надо, ? не страшно, просто протрите ложу грубой тканью и повторите нанесение масла. Обработанная маслом ложа может в любой момент быть доведена до первоначального блеска при помощи повторной пропитки. Оптимальный интервал между пропитками ? один раз в полгода.
Шеллак и масло
Шеллак, будучи отличным средством для полировки престижной мебели, имеет тот недостаток, что его жесткая пленка легко повреждается. Чтобы придать ей большую эластичность, в оружейном деле используется смесь шеллака с маслом. Этот тип обработки лучше всего подходит для дробовиков и характеризуется сложностью нанесения. Процедура заключается в натирании ложи тампоном из ткани не оставляющей волосков. Тампон при этом пропитывается жидкоразведенным шеллаком (1 весовая часть шеллака на 4 весовых части винного спирта) и на него наносится также несколько капель масла.
Нанесение политуры производится одним непрерывным и уверенным движением. Далее следует просушка в течении как минимум 2 часов и шлифовка мельчайшей шкуркой с маслом и тальком. Нанесение следующего слоя следует непосредственно после шлифовки. Для получения хорошего результата нужно как минимум 5 циклов обработки. Эта очень красивая отделка хорошо подходит к высококлассному оружию, которое надо выставить на витрине. Но этот блестящий результат не сохранится в условиях реальной охоты, так как царапины и влажность очень скоро повредят блестящую поверхность. Но первоначальный блеск можно восстановить полной или фрагментарной обработкой.
Лучший результат достигается при покрытии приклада сначала маслом, а затем ладонями рук сразу наносится смесь шеллака с маслом. Использование тампонов из мягкой ткани в этом случае позволит вам избежать смущения, вызванного вопросами по поводу состояния ваших рук на следующий день в офисе. После нанесения состава очистить ложу сухой тряпкой, оставить на 1 час для просушки и снова повторить операцию еще 5 раз. В заключение нанести рукой слой жидкого масла и в очередной раз протереть.
Этот метод полировки сегодня уступил место смесям шеллака и целлюлозы, что делает значительно менее трудоемким процесс обработки. Но и в этом случае очень красивая блестящая поверхность больше подходит коллекционному оружию, редко используемому на реальной охоте.
Масляные и синтетические лаки
Процедура нанесения масляного лака похожа на работу с шеллачной политурой. Смесь из равных частей лака и масла наносится на поверхность в один слой. Избыток лака тут же удаляется сухой тряпкой. Эта операция повторяется как минимум 5 раз с интервалом в один день.
Сегодня химия предоставила в наше распоряжение отличные синтетические продукты на основе полиэфиров и полиуретанов. Полиэфирные лаки достаточно распространены; мы рекомендуем использовать те, что подходят для наружных работ, так как они более светостойкие. Особенности полиэфиров ? высокая поверхностная прочность и блестящий внешний вид. В случае удара, однако, блестящий слой покрывается мельчайшими трещинами, которые очень трудно замаскировать. Эти лаки наносятся распылителем, при этом предыдущий слой должен хорошо затвердеть перед нанесением следующего слоя. Трех циклов всегда бывает достаточно. Чтобы улучшить конечный результат, приклад можно вручную отполировать с помощью тряпки с нанесенным на нее каким-либо полировочным средством либо при помощи установленного на шлифовальный круг матерчатого диска и абразивной пасты зернистостью ? 2000.
Полиуретановые лаки, на наш взгляд, значительно больше подходят для отделки прикладов. Они обладают повышенной эластичностью и в то же время высокой прочностью на истирание, а также придают дереву более приятный внешний вид. Едва ли они будут очень блестящими, поэтому деревянные детали не будут похожи на пластмассу. Существуют также полуматовые и матовые лаки, очень подходящие к нарезному оружию. Полиуретановые лаки также наносятся из распылителя. После нанесения первого слоя лучше подождать несколько дней. По прошествии этого времени, стараясь не касаться приклада голыми руками, отполировать приклад водостойкой шкуркой ? 800 с водой, чтобы убрать все возможные неровности и улучшить качество подложки, на которую ложится следующий слой лака.
В качестве заключительного этапа для лучшей защиты можно нанести слой восковой полироли.
Мнение специалиста
Инноченцо Куомо, 1930 года рождения, оружейным ремеслом занимается с юности, ученик самого маэстро Чиччо, который работал механиком на заводе в Вариале и является изобретателем одноименного затвора для охотничьих ружей. Также Чиччо работал в арсенале города Торре Анонсьато близ Неаполя во время массовой переделки винтовок Веттерли калибра 10,35 мм под патрон 6,5 мм Каркано.
При входе в мастерскую нас встречает мастер с прикладом в руках. Он как раз придавал ему правильную форму. До 1975 года Инноченцо развлекался изготовлением двустволок с замками типа Ноllаnd-Ноllаnd. Это кажется невероятным, но работая в кузнице до седьмого пота, он использовал для изготовления деталей оружия отслужившие свое время рельсы и рессоры. Сегодня же он, вместе с сыном Пино, руководит известной ремонтной мастерской, а его старший сын Джозуэ на расстоянии 20 метров от них управляет одним из самых известных оружейных производств Генуи.
Их основная специальность? ?Печь пироги с сыром?, ? остроумно отвечает мастер. На самом деле их работа очень сложна и кропотлива, но неблагодарна в финансовом плане: самые сложные ремонтные работы, изготовление специальных кронштейнов для оптики, изготовление и подгонка лож по индивидуальному заказу, реставрация старинного оружия, элитное коричневое воронение. А какова цена полного восстановления ложи, например, полуавтомата? Всего-то около 80 000 лир, включая восстановление насечки и лакирование по вкусу заказчика.
На рабочем столе разложены заготовки прикладов. Здесь есть заготовки из пьемонтского ореха, а также из витого турецкого и старого ореха из Val-d-Avoto. Мы спрашиваем о составах для полировки дерева. Нам отвечает Пино, а тем временем его отец доводит ствол какого-то карабина. ?Лучше никогда не браться за неполное восстановление, это лишь в редких случаях дает приличный результат?, ? говорит он. Для таких случаев, по словам мастера, лучше всего подходят двухкомпонентные полиуретановые лаки: хорошо потрудившись, вполне можно скрыть следы реставрации, но все равно такая игра не стоит свеч. Для более дорогого оружия мы используем политуру: смесь шеллака и очищенной целлюлозы, которая со временем не желтеет и подчеркивает рисунок дерева. Конечно же, эта отделка не так прочна, как современные синтетические лаки, значительно больше подходящие для рабочего оружия.
?После многочисленных проб мы выбрали промышленный полиуретановый лак итальянского производства, а для нитро-целлюлозных лаков мы используем английские компоненты?, ? говорят мастера. Мы спрашиваем: ?Что вы можете посоветовать любителям, чтобы сохранить приклад в хорошем состоянии?? ?Оберегайте дерево от случайных ударов и чаще натирайте его защитным воском, в противном случае ? мы всегда здесь, в вашем распоряжении?.
Продукция компании Кеphа
Небольшая фирма Керhа, расположенная в Брешии и руководимая Эудженио Гранди, имеет за плечами многолетний опыт изысканий в области химии. В каталоге данной фирмы представлена обширная гамма специальных средств для ухода за древесиной лож наиболее престижного оружия. Сильной стороной этой продукции является легкость применения и высокое совершенство.
Среди производимой этой фирмой продукции имеются составы для воронения, а также для плакирования металла золотом и серебром и специальные средства для сохранения металла очень старого оружия. Специальные красители для стволов пистолетов, производимые фирмой, будут по достоинству оценены пользователями оружия Веrеttа: мы имеем в виду оружейников полиции, которые при небольших расходах могут улучшить внешний вид своего ?машинного парка?.
Что же касается ружейных прикладов, большое внимание также уделено красителям, гамма которых содержит пять тонов. Красители могут смешиваться для точного подбора цвета.
Улучшая технологию очистки, Керhа довела до совершенства два состава натуральных лаков, очень эластичных и не желтеющих на солнце. Они хорошо подходят для отделки старинного оружия и быстро наносятся на предварительно отшлифованный приклад.
Любители пропитки прикладов маслом могут выбирать между более практичным спреем и более традиционной жидкостью, которую нужно втирать тряпочкой. В любом случае сушка идет быстро и дает хорошо блестящую поверхность. Завершают серию чистящие средства для дерева и кожи, а также гамма защитных тонированных восковых полиролей, подходящих также для маскировки мелких трещин.
Отделка горячим воском
Вощение типично при отделке мебели и на сегодняшний день не слишком широко распространено в оружейном деле. Однако простота выполнения такой отделки и хорошие получаемые результаты заставили нас предложить и этот метод нашим читателям. Отправной точкой здесь также является отшлифованный и доведенный приклад, но этот метод ценен также возможностью защиты поверхности уже обработанного дерева, в этом случае смесь можно наносить исключительно в холодном виде.
Для этой работы необходимы пчелиный и карнаубский воск, а также чистый скипидар. На водяной бане надо смешать 10 весовых частей пчелиного с 3 частями карнаубского воска, помня о том, что последний весьма тугоплавок. Когда смесь станет полностью однородной и жидкой, как вода, надо будет добавить б частей скипидара. Будьте осторожны, скипидар горюч! После этого смесь вновь доводится до однородной консистенции и не охлаждается.
Используя кисточку из щетины шириной около 25 мм, нанести жидкий воск на предварительно подогретый приклад. Спустя пару часов снимите излишки воска, растопив его при помощи обычного фена для сушки волос. Через несколько дней, в течение которых приклад должен находиться в тепле, надо еще раз повторить нанесение воска, после чего убрать излишки воска феном и с силой протереть всю поверхность тряпкой. Затем прикладу дать остыть и навести окончательный лоск куском мягкой ткани. Отделка будет очень приятной на ощупь, теплого оттенка, с хорошими защитными свойствами и легко восстанавливаемая повторным нанесением воска раз в полгода. Этот тип отделки, кстати, при необходимости легко удаляемый, очень хорошо подходит к бывшему армейскому оружию и шомпольным репликам. Материалы, которые для этого требуются, можно недорого купить на хорошо оснащенных предприятиях по производству красителей.
Альберто Рикадонна, журнал "Ружье", 2003 г"