Возврат товаров ненадлежащего качества, входящих в перечень, утвержденный постановлением правительства РФ от 13 мая 1997г. № 575
Перечень товаров:
Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним.
Мотоциклы, мотороллеры.
Снегоходы.
Катера, яхты, лодочные моторы.
Холодильники и морозильники.
Стиральные машины автоматические.
Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами.
Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
В силу п.1 ст.18 закона РФ в отношении технически сложного изделия, в случае обнаружения в нем недостатков, потребитель вправе оспорить договор купли-продажи и потребовать возврата суммы, уплаченной за такой товар, либо его замены на изделие той же марки (модели, артикула) или на такое же изделие другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня продажи покупателю некачественного товара. По истечении данного срока указанные требования удовлетворяются в одном из следующих случаев:
при обнаружении у товара существенного недостатка;
при нарушении установленного законом срока устранения недостатков товара;
при невозможности использования товара в совокупности более 30 дней в течение каждого года действия гарантийного срока, из-за неоднократной отправки его в ремонт.
Таким образом, даже если купленный товар входит в перечень технически сложных изделий, покупатель может вернуть его продавцу, пользуясь нижеприведенной инструкцией.
Шаг 1. Выбирается требование в соответствии со ст.18 закона РФ, в данном случае их два: замена товара либо возврат денег. Из них заявлено может быть только одно.
Шаг 2. Предположим, что выбрано расторжение договора купли-продажи и возврат денег за товар. Предъявить данное требование покупатель может при следующих условиях:
если со дня покупки прошло менее 15 дней;
при выявлении существенного недостатка товара (см. преамбулу к закону РФ);
при нарушении утвержденных законом сроков устранения недостатков товара;
при невозможности использования товара в течение каждого года действия гарантийного срока в совокупности более 30 дней по причине неоднократного нахождения его в ремонте.
Далее следует обращение к продавцу с требованием приема товара ненадлежащего качества и возврата его стоимости. При себе необходимо иметь заранее подготовленную письменную претензию.
Шаг 3. Согласно п.5 ст.18 закона РФ продавец обязан принять у покупателя товар и либо вернуть его стоимость, либо путем проведения независимой экспертизы доказать, что за обнаруженные недостатки ответственность несет покупатель. На возврат денег продавцу отводится 10-дневный срок.
По закону после выполнения вышеуказанных действий деньги за товар ненадлежащего качества покупателю должны вернуть. К сожалению, на практике так происходит не всегда - продавец зачастую не идет навстречу покупателю в рассмотрении претензии к товару по качеству (проверка обычно производится сотрудниками продавца), либо совсем отказывается принимать товар и предлагает покупателю обратиться за независимой экспертизой самостоятельно. В таком случае (а также, если продавец провел независимую экспертизу, но ее заключение кажется покупателю сомнительным), следует самостоятельное обращение покупателя для проведения независимой экспертизы. Экспертиза товара подтверждает наличие в товаре дефектов, и причину их возникновения: наличие скрытых производственных недостатков или нарушение правил эксплуатации товара.
Шаг 4. Если независимая экспертиза проведена и согласно ее заключению у товара имеются производственные дефекты, продавцу вручается повторная претензия, а в перечень ее требований включается компенсация расходов, понесенных в связи с проведением экспертизы (если вывод экспертизы говорит в пользу покупателя, согласно п.1 ст.18 закона РФ продавец обязан компенсировать затраты на ее проведение).
На данном этапе требования покупателя в подавляющем большинстве случаев удовлетворяются. Если же продавец продолжает отказывать, покупателю следует перейти к следующему этапу - обращению в суд.